> Музыка блокадного Ленинграда

Музыка блокадного Ленинграда

Л.Н. Толстой называл музыку вершиной искусства в жизни человека, а войну – самым страшным злом на земле. Трагический рок объединил эти две стихии, свет и тьму, в одном из самых ужасающих моментов истории нашей страны – ленинградской блокаде. Но почему же ужасам войны так и не удалось затмить высшее творческое начало человека?

«А музыка живет...»

В первый день блокады, 8 сентября 1941 года, на сцене Театра музыкальной комедии шла оперетта «Летучая мышь». Когда после первого действия на сцену опустился занавес и зрители вышли в фойе, снаружи раздался рев сирены, оповестивший их о воздушной тревоге. Затянувшийся на сорок минут антракт прошел под прерывистый аккомпанемент зениток. После отбоя люди вернулись на свои места – первый блокадный спектакль продолжался.

В годы блокады именно работники Театра музыкальной комедии выполнили беспрецедентную по своей значимости миссию – когда все театральные коллективы были эвакуированы вглубь страны, труппа осталась в осажденном городе, дав негласную клятву сделать все возможное для победы.

Блокадный репертуар Театра музыкальной комедии
Блокадный репертуар Театра музыкальной комедии

День героических музыкантов проходил так. С утра в театре шла репетиция, ближе к полудню организованные работниками концертные бригады выступали в военных госпиталях – патриотические музыкальные постановки давали раненым фронтовикам столь необходимую им надежду. Вечером артисты выходили на сцену, демонстрируя пришедшим несмотря на угрозу обстрела зрителям классические оперетты.

Жители культурной столицы не утратили тягу к прекрасному даже при нечеловеческом, блокадном укладе жизни. Эмоции от музыкальных представлений возвращали жителям Ленинграда способность к сопереживанию, вырывали их из ужаса неотступно преследующих смерти, горя и отчаяния, позволяя на некоторое время забыть о страданиях, погрузившись в тонкости сюжета и проблемы героев. Зачастую арии прерывались уже привычным тревожным сигналом. Переждав бомбежку, актеры продолжали партию с того самого места, где их бесцеремонно остановил грохот орудий.

Здание Ленинградской консерватории во время блокады
Здание Ленинградской консерватории во время блокады

Пульс музыкальной жизни продолжал биться даже с наступлением холодов: в Филармонии проходили концерты с участием артистов оперы и оперетты, музыкантов-инструменталистов. 12 декабря на буквально оледеневшей сцене Театра имени Пушкина дал исторический фортепианный концерт великий Владимир Софроницкий, профессор Ленинградской консерватории. 11 января 1942 года в Капелле состоялся афишный концерт «Полгода Великой Отечественной войны». В Консерватории и в музыкальном училище на улице Некрасова возобновилась преподавательская деятельность. Продолжали занятия учащиеся двух ленинградских музыкальных школ: ДМШ Петроградского района и музыкальной школы имени Римского-Корсакова.

Радио победы

У большинства изнуренных чудовищными испытаниями ленинградцев была лишь одна возможность услышать музыку – радио. В день начала блокады Ленинграда приемники передавали Пятую симфония Чайковского; трансляция предназначалась для слушателей из Англии. Музыканты добирались до студии под шквалом вражеского огня, но никто не опоздал – концерт состоялся точно в анонсированное время.

В годы блокады симфонический оркестр Радиокомитета осуществил трансляцию более четырехсот короткометражных концертов. Художник Иосиф Серебряный, переживший блокаду, позже вспоминал, что самыми яркими моментами тех мрачных дней являлась музыка, раздававшаяся из динамиков транзисторов и уличных громкоговорителей: «В дни, когда ее не было – не было и жизни».

В блокадном Ленинграде радио было рупором жизни и смерти
В блокадном Ленинграде радио было рупором жизни и смерти

Но неумолимые голод и мороз почти заставили умолкнуть голос героических музыкантов блокады, силы которых были на исходе после первой блокадной зимы. В городе не работало отопление, не было электроэнергии, не прекращался град бомбежек. К апрелю 1942 года из всех музыкантов, служивших в оркестрах Радиокомитета, Филармонии и Кировского театра, в живых осталось 20 человек.

Бессмертная Симфония

Но как врагу не удалось сломить мужество защитников нашей Родины, так не удалось грому немецких пушек заглушить голос музыки осажденного, но не покорившегося города. Триумфом русского духа стало исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Площадь Искусств в годы блокады

Работать над первыми частями 7 симфонии Шостакович начал летом, в дни начала Великой Отечественной войны, в доме Бенуа, под размеренные, но от этого лишь более тревожные звуки предупреждающего о нападении с воздуха метронома. Симфония была завершена в декабре 1941, в Куйбышеве, где и состоялась ее премьера. В мае 1942 самолет доставил в блокадный город партитуры произведения, но исполнить ее во всем полифоническом величии, казалось, было попросту невозможно – в первых репетициях участвовали лишь пятнадцать ослабевших до предела музыкантов Оркестра радиокомитета. В срочном порядке в коллектив были приглашены военные музыканты, с огромным трудом были выбиты дополнительные пайки для оркестрантов.

В тот августовский день вся артиллерия Ленинграда была приведена в полную боеготовность – коварные планы захватчиков не должны были помешать грандиозному концерту. Перед началом выступления был нанесен мощный огневой удар для подавления канонады противника, которая могла заглушить звучание музыки. Вечером в городской Филармонии зажглись все люстры, зал был заполнен до отказа: бойцы отрядов самообороны, фронтовики, одетые в ватники любители музыки, нашедшие силы и мужество на опасное путешествие.

Афиша премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде
Афиша премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде

Музыканты в потрепанных пиджаках под руководством дирижера Карла Элиасберга вышли на сцену и заняли свои места. Раздались первые аккорды – светлые, мажорные звуки, напоминавшие о русских народных песнях, заполнили зал Филармонии. Скоро в них вмешался примитивный мотив, с каждым разом повторяющийся все громче и громче, и вот слушатели увидели неосязаемое, бесплотное чудовище, готовое поглотить Ленинград. После оглушительной кульминации послышался жалобный плач фагота, лишь в коде превратившийся в героическую мажорную партию. Вторая часть – мягкое, печальное скерцо, за ней – торжественное, царственное адажио, прозвучавшее как реквием по умершим. А в финале перед не скрывавшими слез зрителями предстал символ близящейся победы, ограненный энергичными звуками духовых инструментов, запечатлевший всю мощь народного гнева.

9 августа 1942 года, в день, когда, согласно плану Адольфа Гитлера, фашистские войска должны были войти в сдавшийся город, звуки Седьмой симфонии, позже окрещенной «Ленинградской», прозвучали не только для посетителей Филармонии, но и для слушателей блокадного радио. Из предварявшей концерт речи диктора особенно запомнились слушателям следующие слова: «Само исполнение Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде – свидетельство неистребимого духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу».

Премьера 7 симфонии Шостаковича в Ленинграде состоялась под дирижерством Карла Элиасберга
Премьера 7 симфонии Шостаковича в Ленинграде состоялась под дирижерством Карла Элиасберга

Наряду с воодушевленными жителями эту музыку блокадного Ленинграда слышали и немецкие войска, и вот что спустя много лет поведали посетившие город на Неве туристы из ГДР – участники тех событий: «Тогда, в августе под Ленинградом, мы осознали, что проиграли войну. Настолько мы ощутили вашу силу, преодолевшую голод, ужас и даже смерть».

В блокадном Ленинграде жили и творили десятки авторов музыки, многие из которых впоследствии оказались незаслуженно забытыми. За последние годы искусствоведами была проведена огромная исследовательская работа по поиску и изучению произведений неизвестных блокадных композиторов.

Своеобразным итогом их деятельности стал необычный концерт «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», состоявшийся 7 сентября 2014 года. В его программу вошли неизвестные и, по большей части, ранее не исполнявшиеся произведения одиннадцати ленинградских композиторов-блокадников. Со сцены прозвучали в том числе: хоровая миниатюра «Святый Боже» Бориса Асафьева, отрывки из оперы Валериана Богданова-Березовского «Ленинградцы», марш Василия Калафати «Звезды Кремля», «Героический партизанский марш» Александра Каменского. Судьба каждого из авторов этих произведений – сплав героизма и трагедии.

Борис Асафьев со смирением разделил судьбу родного города: он отказался эвакуироваться и чудом выжил во время блокады. В тяжелейшее время, пребывая на грани истощения, он также создал духовные хоры «Канты» – одно из первых произведений православной тематики в стране Советов.

В основе оперы Богданова-Березовского – жизнь обычной семьи, павшей жертвой молоха войны. Произведение было написано с такой искренностью и творческой силой, что впоследствии было запрещено на территории СССР.

Василий Калафати – преподаватель Стравинского и Шостаковича – не застал победу. Он умер от голода 30 января 1942 года.

Александр Каменский – виртуозный пианист и композитор – всю блокаду жил в бомбоубежище при Театре имени Пушкина, дал шестьсот концертов в полуразрушенных залах и промёрзших помещениях.

Концерт «900 дней во имя жизни» в Большом зале Филармонии
Концерт «900 дней во имя жизни» в Большом зале Филармонии

Все они творили так же, как и жили – без пафоса и патетики, но с великой верой в победу над захватчиками русского народа, в победу силы музыки над бесчеловечным лицом войны. Покидая концертный зал, жители мирного Санкт-Петербурга слышали отзвук пульса города-героя, словно бьющийся в такт метроному блокады.



Комментарии

Закрыть

Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Новый пароль будет выслан вам по E-Mail.

Закрыть

Смена пароля

Закрыть

Вы можете войти с помощью вашего аккаунта в социальных сетях.

Закрыть

Написать автору

Введите символы на картинке.

Закрыть

Регистрация волонтера

Альтернативный способ связи (другой телефон и почта)

Введите символы на картинке.

crosscrossGroup 6 CopyGroup 6Group 161458841323_3Group 261458841280_18Group 13Vkontakte1458841307_11Star 9Group 15Polygon 1 Copystart favorite.1start favorite.1