> Летняя дорога жизни

Летняя дорога жизни

Единственная транспортная артерия, связывавшая блокадный Ленинград с родиной, имеет двойственное название – Дорога жизни и Дорога смерти. Путь, пролегавший по водам Ладожского озера, стал источником жизни для миллионов ленинградцев, благодаря которому они смогли получить необходимые для жизни продукты, топливо и электричество. Для героев, бесстрашно отправившихся в свой последний путь под прямым обстрелом неприятеля, он стал дорогой смерти.

Эвакуация жителей блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру
Эвакуация жителей блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру

Спасительная Ладога

Ладога – крупнейшее озеро на территории Европы – имеет капризный нрав. Погодные условия меняются здесь с такой быстротой, что небольшая рябь за несколько часов может смениться сильным штормом. По этой причине западная часть озера, по которой и проходили спасительные маршруты, до войны была практически не судоходна. На этой территории не было ни одной бухты с причалом или пристанью.

На момент начала блокады южная часть Ладожского озера уже была захвачена немецкими войсками, а северная – финскими, поэтому специалистам ничего не оставалось, кроме как прокладывать путь по негостеприимным западным водам. Ситуация осложнялась еще и тем фактом, что Ладожское озеро полностью вошло в состав СССР только в 1940 году и фарватер его был плохо изучен. А именно на западных берегах валы камней далеко уходят вглубь озера и образуют опасные для кораблей подводные мели.

Власова Ирина: «Вариантов выжить на летней Дороге жизни не было»

Но то, что было недоступно людям в мирные годы, смогли осуществить мореходы в военное время, проявив беспримерное мужество и стойкость. Несмотря на все неблагоприятные условия, уже через четыре дня после начала блокады, 12 сентября 1941 года к западному мысу Осиновец пришли две первые баржи с 742 тоннами зерна и муки. Эта знаменательная дата и считается днем открытием Дороги жизни.

Первая блокадная навигация

Первоочередной задачей для создания жизненно важной «артерии» осажденного города стало строительство портового хозяйства – крепких, рассчитанных на бурные воды озера причалов, складских помещений и механизмов для погрузо-разгрузочных работ. Понимая всю важность такой работы, командование фронта привлекло для строительства саперные и инженерные войска, работников ленинградского Метростроя, Октябрьской железной дороги и городских строительных организаций.

Работы по сооружению порта Осиновец продолжались всю осень. Основной силой, обеспечивающей перевозку продовольствия, боеприпасов и людей, стала Ладожская военная флотилия. В ее состав вошли все гражданские суда, среди которых были пароходы «Морской лев», «Орел», «Никулясы», «Буй». Отныне они являлись боевыми кораблями-тружениками, которые под непрестанным огнем неприятеля буксировали баржи с продуктами, ранеными, эвакуированными ленинградцами. Но их было слишком мало. Основные задачи возлагались на военные корабли – боевые, транспортные и сторожевые суда, канонерские лодки, тральщики.

За первую осеннюю навигацию, которая продолжалась до 15 ноября 1941 года, водным путем Ленинград получил 45000 тонн продовольствия, в том числе 24100 тонн зерна и муки, более 1100 тонн мясо-молочных продуктов. Многих ленинградцев спас от голодной смерти этот запас, но он обеспечивал лишь двадцатидневную потребность города в пище.

Навигация по водной Дороге жизни: катера везут продовольствие в блокадный Ленинград
Навигация по водной Дороге жизни: катера везут продовольствие в блокадный Ленинград

Кроме этого, за это время судами флотилии было эвакуировано около 33500 ленинградцев, а защитники города получили 5500 винтовок и пулемётов, порядка десяти тысяч снарядов и более трех миллионов патронов. Каждое судно, везущее эвакуированных людей на «большую землю», подвергалось смертельной опасности. Так, вспоминала капитан катера ЭПРОН Клавдия Вершинина, во время одной из экспедиций один из ее напарников-водолазов обнаружил на дне Ладоги ужасающую находку, которая заставила его вмиг поседеть. Он увидел затонувшую при обстреле баржу, битком набитую ленинградцами: женщинами, стариками, детьми…

Андрей АНДРИЕНКО - умирали стоя, а Цыган поседел

Труд экипажей, выходивших в плавание даже в штормовую погоду, под непрекращающимися самолетными бомбежками, был ежедневным подвигом. Рейс до Новой Ладоги продолжался до шестнадцати часов – пройти его полностью в темное время суток не удавалось. Вражеская авиация, хорошо осознавая всю важность каждого такого похода, устраивала охоту за каждым нашим судном. Но перевозки продолжались до самой последней возможности, невзирая на рано начавшийся ледостав. 5 декабря 1941 года в восьми милях от берега были затерты во льдах канонерки «Лахта» и «Шексна», корабли «Связист» и «Сталинец», транспорты «Стенсо» и «Ханси. Эти рейсы и завершили осеннюю навигацию 1941 года.

«Кабель жизни»

Пережив тяжелейшую зиму 1941-1942 года, обескровленный город остро нуждался не только в продовольствии, но и в топливе, электричестве, связи. Решить все эти непростые задачи удалось во время второй навигации по Ладоге, которая продолжалась с 23 мая по 19 декабря 1942 года.

Одной из страниц беспримерного трудового подвига в годы войны стала прокладка в условиях блокады первого в мире подводного трубопровода. Бензопровод длиной в 30 километров, большая часть которого проходила по дну Ладожского озера, был уложен менее чем за месяц. При этом была применена уникальная технология – стальные трубы, предназначенные для добычи нефти, сваривали отрезками длиной до 2000 метров, затем буксировали до места и притапливали на грунт. Завершающий этап выполняли водолазы, которые точно состыковывали и сваривали звенья под водой.

Прокладка первого в мире подводного трубопровода по дну Ладожского озера
Прокладка первого в мире подводного трубопровода по дну Ладожского озера

Первый бензин Ленинград получил по подводной магистрали 18 июня 1942 года. Трубопровод был рассчитан на перекачку 300 тонн горючего в сутки, но благодаря мастерству эксплуатационных служб в некоторые дни эта цифра возрастала до 435 тонн. Неуязвимый для обстрелов источник топлива, по которому доставляли горючее осажденному городу и фронту, действовал более двух лет. Интересно, что он не упоминается ни в одном из мемуаров немцев, непосредственных участников ладожских событий. Они ничего не знали об уникальной магистрали, проложенной в неимоверно тяжелых условиях практически у них на глазах.

А в августе-сентябре 1942 года был осуществлен еще один грандиозный проект – по дну Ладоги было проложено пять линий высоковольтного кабеля, по которому в город поступало электричество от Волховской гидроэлектростанции. К концу сентября многие ленинградские заводы и учреждения получили электричество, возобновилось движение трамвая. Благодаря бесперебойной работе коммуникаций, проложенных по Ладоге, и регулярным поставкам продовольствия моряками Ладожской флотилии в блокадном городе были созданы запасы, исключившие вероятность повторения трагической зимы 1941/42 годов.

Непотопляемый корабль

Мужество моряков, воинов, инженеров, строителей летней Дороги жизни – всех тех, кто своим трудом давал жизнь ленинградцам, с каждым днем приближало освобождение… и победу. В этой справедливой борьбе не сдавались не только солдаты, но и боевые корабли.

17 сентября 1941 года экипаж тральщика №122 под командованием старшего лейтенанта Федора Леонтьевича Ходова принял приказ спасти экипаж попавшей в шторм баржи. Невзирая на опасность крушения, бойцы сделали все, чтобы поднять на борт как можно больше моряков с затонувшего судна – бросаясь в холодную воду, они вытаскивали обессилевших, из последних сил держащихся на плаву людей.

Шлиссельбург: памятный знак погибшим во время блокады судам Ленинградского флота
Шлиссельбург: памятный знак погибшим во время блокады судам Ленинградского флота

До берега Новой Ладоги оставалось всего 3-4 мили, когда на тральщик налетели немецкие бомбардировщики. Они атаковали корабль с разных сторон, в то время как единственная пушка тральщика могла стрелять только с носовой части. В этой критической ситуации команда не растерялась. Маневрируя, они атаковали самолеты пушечными выстрелами, моряки без устали подносили снаряды. Даже когда бомба разбила корму и тральщик стал тонуть, командир, спасая людей и судно, сумел посадить его на мель. Корабль получил смертельное ранение, но не был побежден. Подоспевшие к месту сражения суда спасли более 200 участников трагического рейса. Последним покинул свой боевой корабль его командир.



Комментарии

Закрыть

Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Новый пароль будет выслан вам по E-Mail.

Закрыть

Смена пароля

Закрыть

Вы можете войти с помощью вашего аккаунта в социальных сетях.

Закрыть

Написать автору

Введите символы на картинке.

Закрыть

Регистрация волонтера

Альтернативный способ связи (другой телефон и почта)

Введите символы на картинке.

crosscrossGroup 6 CopyGroup 6Group 161458841323_3Group 261458841280_18Group 13Vkontakte1458841307_11Star 9Group 15Polygon 1 Copystart favorite.1start favorite.1