> Художники блокадного Ленинграда

Художники блокадного Ленинграда

На протяжении изнурительной блокады в Ленинграде действовало объединение художников «Боевой карандаш», выпускавшее сатирические рисунки и агитплакаты, призванные помочь горожанам пережить обрушившийся на них ужас.

Эрмитаж в годы блокады
Эрмитаж в годы блокады

Ваше оружие – искусство, карандаш»

Нина Шешунова, которой суждено было застать блокаду маленькой девочкой, рисунков не помнит. С горечью делится: «Я садилась на плечи маме, потому что ноги не ходили. И она даже на передовую меня возила на плечах. Самые яркие воспоминание были о еде, запахе еды». Но в память людей постарше врезались эти небольшие плакаты с хлесткими подписями. «Смотришь на них – и хочется дышать», – говорили очевидцы.

«Будь героем!»
«Будь героем!»

Карикатурные ироничные образы и выметали затаившийся в глубине души страх перед врагом. Коротенькие, но меткие выдержки с плакатов со смехом пересказывали друг другу:

Собрался фриц к нам напролом,
Но вдруг попал в сумятицу:
Недавно щеголял орлом –
Теперь же раком пятится...

«Напоролся!»
«Напоролся!»

Неунывающие «карандаши», главным оружием которых было острое слово да палитра, выводили немецкое командование из себя. Всех членов объединения фашисты грозились повесить, как только войдут в город. Но разве могли помешать творцам их пустые угрозы?

Один из военных плакатов «Боевых карандашей»
«Добьем фашистского зверя»

А с июня 41-го на широких витринах Елисеевского универмага поселились агитплакаты «Окна ТАСС». Мастерская художников объединила более 130 живописцев, скульпторов, искусствоведов, декораторов, иллюстраторов, а также 80 мастеров слова: истории и лозунги для плакатов писали многие выдающиеся поэты, в том числе Лебедев-Кумач, Демьян Бедный, Самуил Маршак.

Стенд «Окон ТАСС» на витрине Елисеевского
Стенд «Окон ТАСС» на витрине Елисеевского

Ежедневные тиражи были небольшими (около 200 экземпляров), но появлялись оперативно, каждое утро. Вскоре без этой меткой графической сатиры, полной оптимизма, юмора, стойкой веры в неизменную победу над врагом, сложно было представить день блокадного Ленинграда. Свидетели тех страшных дней вспоминали, что фронтовики, прочитав такой плакат перед началом сражения, шли в бой с легким сердцем.

«Только вперед» (В. Серов, 1943)
«Только вперед» (В. Серов, 1943)

В сентябре 1941 года немцы стали скидывать на крыши домов зажигательные бомбы. На следующее же утро улицы города запестрели серией рисунков «Тётя Даша на посту». «Бомбу – на лопатку и прямо в кадку!», – призывали жителей листы подражать отважной пенсионерке.

«Бомбу – на лопатку. Бомбу – прямо в кадку»
Плакат из серии «Тетя Даша на посту»

С наступлением зимы художники, кутаясь в ватники и обогревая комнату примусом, продолжали кропотливую работу над плакатами. Ночевали здесь же, в редакции: сил сойти со ступенек, преодолеть расстояние в пару сотен метров и добраться до собственной квартиры, уже не было. Увы – коллектив «окон» не сумел застать первую блокадную весну в полном составе. Редакция стала распадаться. Дольше всех на своем творческом посту пробыли художники Виктор Слыщенко и Моисей Ваксер.

Плакат Моисея Ваксера для «Окон ТАСС»
Плакат Моисея Ваксера для «Окон ТАСС»

Моисей Ваксер, талантливый молодой архитектор и иллюстратор, совмещал упорную работу над агитплакатами с подготовкой дипломной работы для Академии художеств. Окончив университет в декабре 1941 года (его итоговой работой стал макет парка-памятника, посвященного героической обороне Ленинграда), он перешел в аспирантуру, но всего месяц спустя оказался на больничной койке с уже ставшим привычным для блокадных медиков диагнозом – «истощение». В феврале 1942 года, за пару дней до эвакуации студентов Академии в солнечный Самарканд, он скончался.

Гении агитационных плакатов

Враг брал не только военной мощью. Нескончаемые потоки бумажной информационной пропаганды могли подточить дух ленинградцев. Так, гитлеровцы разбрасывали над городом листовки с изображением толстощеких немок с буханками хлеба, призывающих «идти работать в Германию». Вражеские агенты распространяли по городу плакаты с изображением лицемерно-добродушных вояк вермахта, готовых взять под отеческое крыло неразумных славян. Падали на город целые мешки с воистину гнусными речевками, вспоминает ветеран Лидия Житнухина.

Что писали на фашистских листовках

Гитлеровским агиткам противостояли произведения советских гениев плакатного искусства. «Ты записался добровольцем?» – вопрошала суровая фигура красноармейца, созданная Дмитрием Моором (Орловым) еще в 1920 году, у юношей – и каждый почитал за особую доблесть явиться в военкомат, не дожидаясь повестки.

«А ты записался добровольцем?». Автор: Дмитрий Моор
«А ты записался добровольцем?». Автор: Дмитрий Моор

«Родина-мать зовет!» – взывала к помощи женщина с одновременно строгим и тревожным лицом с картины художника Ираклия Тоидзе.

«Родина-мать зовет». Автор: Ираклий Тоидзе
«Родина-мать зовет». Автор: Ираклий Тоидзе

«Победа будет за нами!» – спокойно и уверенно настаивал с плаката работы Владимира Серова закаленный в боях солдат. Он словно говорил: «Не бойтесь, братцы. Укрепляйте свой город, не сдавайтесь врагу, а уж мы поднажмём и освободим вас!». А за его спиной – товарищи, вооруженные и решительные, убежденные в своей правоте. Как можно было усомниться в победе!

«наше дело правое!». Автор: Владимир Серов
«Наше дело правое!». Автор: Владимир Серов

Комментарии

Закрыть

Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Новый пароль будет выслан вам по E-Mail.

Закрыть

Смена пароля

Закрыть

Вы можете войти с помощью вашего аккаунта в социальных сетях.

Закрыть

Написать автору

Введите символы на картинке.

Закрыть

Регистрация волонтера

Альтернативный способ связи (другой телефон и почта)

Введите символы на картинке.

crosscrossGroup 6 CopyGroup 6Group 161458841323_3Group 261458841280_18Group 13Vkontakte1458841307_11Star 9Group 15Polygon 1 Copystart favorite.1start favorite.1